www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
twitter: aikibudomoscow
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Расписание занятий
 График семинаров
 Истоки школы
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 Отчеты и фотографии
 ЖЖ-блог
 Лица

Краткие сведения о истории Японии

Источник: Знакомство с Японией. Ассоциация переводчиков-русистов. Токио. 1999 г.

Опубликовано на сайте: 2007-02-19

Народ

Японцы являются представителями монголоидной расы. Они имеют кровную связь с народами соседних стран — Кореи и Китая. Японцы как народ сформировались из тех, кто нашел путь к японскому архипелагу во времена палеолита.

В течение последнего ледникового периода, который длился приблизительно до 9000 г. до н.э., японская земля была соединена с азиатским материком. Поскольку Японские острова географически находились на краю материка, люди, которые добрели до востока, не имели возможности двигаться дальше, поэтому им пришлось осесть здесь. Далее они стали смешиваться с теми, кто пришел сюда позже.

Существует популярная гипотеза о том, что некоторые люди пришли на японский архипелаг из Юго-Восточной Азии или Микронезии, воспользовавшись течением Куросио. До сих пор не найдено никаких археологических доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Однако сильное сходство в мифологии, социальных обычаях и архитектуре Японии и этих регионов служит косвенным подтверждением этой гипотезы.

Археологические раскопки свидетельствуют, что большое число древних обитателей японского архипелага пришло с корейского полуострова и более отдаленных регионов Северо-Восточной Азии. Одним из исторических доказательств, обосновывающих это, является исторический документ «Сёси-року»   «Кто есть кто» , составленный в период Нара (710 — 784 гг.), в котором говорится, что более трети аристократических семей имеет континентальное происхождение. К VIII веку н.э. смешение различных этнических групп на территории Японии было почти завершено. Современные японцы известны как однородная нация..

Однако, эта однородность «разбавляется»  этнической группой айнов. Считается, что айны — протомонголоидный этнос. Когда-то они жили практически на всей территории Японии. Вероятно, они пришли сюда из Сибири и вытеснили своих предшественников. Айны славятся своим ткацким мастерством, резьбой по дереву и кости и изготовлением напитков. Они поклоняются только природе. Самый большой праздник айнов — Медвежий фестиваль. Несмотря на то, что айны практически полностью ассимилировались с японцами в культурном и этническом отношениях, в последнее время их этническое сознание все более усиливается. Появились люди, которые с увлечением занимаются изучением языка, обычаев, истории и религии народа айнов.

Доисторическая Япония

Одно время считалось, что первыми жителями Японских островов были люди позднего каменного века — эпохи неолита. Однако последние археологические исследования указывают на существование там человека в раннем каменном веке, известном как эпоха палеолита, и во времена плейстоцена. Хотя мнения археологов в отношении подлинности находок, относимых ко времени плейстоцена, расходятся, все же подлинность археологических находок, относящихся к эпохе неолита и предшествовавших ей переходных культур, не вызывает у них сомнений. Многочисленные археологические находки, в основном скопления ракушек различных размеров, были занесены в каталог, а их принадлежность к различным культурам установлена с достаточной точностью.

Доисторическую культуру Японии делят на четыре этапа развития: прото-Дзёмон (или Ивадзюку), Дзёмон, Яёи и культура курганных захоронений.

Прото-Дзёмон, или культура Ивадзюку, считается верхней палеолитической или переходной эпохой, предшествовавшей появлению гончарных изделий. Свое название она получила от относительно недавних находок в Ивадзюку, в префектуре Гумма. Найденные каменные изделия неотшлифованы и представляют собой рубящие орудия из булыжника, маленькие наконечники и скребки из обсидиана.

Культура Дзёмон классифицируется как неолитическая и подразделяется на пять периодов, все находки которых залегают в слое, находящемся сразу над суглинком или на ее верхнем уровне. Археологические находки, которыми располагают ученые на сегодняшний день, позволяют предположить, что первоначальное развитие эта культура получила на Хоккайдо и в северной части Хонсю. Предполагают, что ее начало относится к пятому тысячелетию до н.э. Некоторые ученые придерживаются мнения, что ранняя культура Дзёмон была занесена из Сибири через Сахалин или Курильские острова, и что носители этой культуры были предшественниками современных айнов. Однако эта теория не получила стопроцентного подтверждения. Находки, относящиеся к середине эпохи Дзёмон, были обнаружены в северной части центрального района Хонсю. На поздний период эпохи Дзёмон большое влияние оказало, как представляется, проникновение в Японию носителей последующей культуры Яёи. На местах поселений, относящихся к этому периоду, обнаружено большое количество горшков, тарелок, мисок, фляг, колоколообразных кувшинов, сферических горшков, чайников с носиком и курильниц. Однако признаков того, что в эпоху Дзёмон велось зерновое хозяйство, обнаружено не было.

Примерно в III веке до н.э. в западной Японии появляется новый тип культуры. Оттуда в начале нашей эры она распространяется по всему Хонсю. Эта культура, получившая название Яёи, была прежде всего сельскохозяйственной.

Культура Яёи просуществовала приблизительно до 300 или 400 г. н.э., когда ей на смену пришла другая культура. Этот новый этап характерен прежде всего курганными погребениями, которые были обнаружены в основном западнее города Сэндаи. Он называется курганным периодом. Его связывают с традицией захоронений под насыпями в Корее и Монголии. Этот период продолжался вплоть до начала VIII века, и причиной его внезапного конца, вероятно, стало все усиливавшееся влияние буддизма. Наиболее примечательной чертой курганного периода является вступление Японии в эпоху «письменной» истории.

В курганах обнаружено множество захороненных предметов: драгоценностей, металлических зеркал и глиняных фигурок (ханива) мужчин, женщин и домашних животных, особенно лошадей.

На поверхности склонов наиболее ранних курганов, пересеченных террасами, видны странные глиняные цилиндры. Количество таких цилиндров огромно. Они зарыты в землю таким образом, что их наружные края находятся на ее поверхности. Считалось, что эти цилиндры служат украшением курганов, однако очевидно, что они предназначены для предотвращения обвала грунта в случае сильных дождей.

В курганах более позднего периода вместо этих цилиндров использованы глиняные фигурки мужчин, женщин, домашних животных (чаще всего — лошадей) и предметов домашней утвари. Появление этих глиняных фигурок — ханива — связано с именем императора Суйнин. Дело в том, что в те времена в случае смерти дворянина его прислуга живьем захоранивалась вместе с ним с тем, чтобы служить хозяину и «на том свете». Пожелав прекратить практику захоронения прислуги, император Суйнин приказал заменить ее захоронением глиняных фигурок — ханива.

Курганные насыпи различны по форме и характеру. Считается, что самые крупные курганы являются захоронениями императоров и императриц (они называются мисасаги).

В это же время, в VI веке в Японию из Кореи и Китая были завезены письменность и буддизм. Японские мифы, легенды и летописи, датирующиеся курганным периодом весьма интересны, но недостаточно доказательны, чтобы их считать историческими фактами.

Старейшая летопись, которой мы сейчас располагаем, называется Кодзики. Она относится к VIII веку. Кроме того, описание Японии курганного периода встречается в некоторых китайских летописях. Они свидетельствуют о различных племенных общинах, живших на территории Японии, которые боролись друг с другом за верховенство. Принято, однако, считать, что история Японии начинается с завезения письменности; длительные предыдущие периоды следует считать доисторическими.

Основание государства

В соответствии с двумя самыми старыми японскими летописями — Кодзики и Нихонги, первым императором Японии был Камуямато-Иварэхико, посмертно получивший имя императора Дзимму. В Нихонги представлена полная хронология с начала правления императора Дзимму. В ней повествуется, что он провел ряд военных кампаний, пробиваясь к востоку от Кюсю, и установил свое господство над центральным Хонсю. В Нихонги говорится, что Камуямато-Иварэхико был возведен на трон во дворце Касивара в Ямато 1-го января (по лунному календарю) 660 г. до н.э. Опираясь на это упоминание в летописи, японское правительство в конце XIX века приняло решение считать этот день праздником. Днем коронации императора Дзимму было определено 11 февраля по солнечному календарю, и до окончания II мировой войны этот день было принято праздновать с большой пышностью. Он считался праздником основания Японской империи, которое произошло, по поверью, более 2600 лет назад. Нынешний император считается прямым потомком императора Дзимму. Национальный праздник был назван кигэнсэцу — «днем празднования начала эры».

Однако исторические исследования показывают, что даты, приведенные в летописи Нихонги приблизительно до 603 г., когда в Японии впервые был принят календарь, весьма ненадежны. Более того, большинство историй в этих двух летописях является скорее всего мифами или легендами, а не достоверными историческими сведениями. И Кодзики и Нихонги были написаны в VIII веке. В них много вымыслов, призванных прославить империю. Сегодня предполагается, что хронологи VIII века выбрали дату 660 г. до н.э. совершенно произвольно. По китайской теории циклов от одного события, потрясающего мир, до другого проходит 1260 лет, причем такое событие происходит в году «курицы». Отсчитав назад от 601 г., года «курицы» который приходится на период, когда принц-регент Сётоку Тайси предпринял попытки осуществить важные реформы в управлении страной, 1260 лет, они пришли к дате 660 г. до н.э. и утвердили ее датой восшествия Дзимму на трон.

В 1872 г. в целях придания синто статуса государственной религии и обожествления образа императора 11 февраля был объявлен днем национального праздника — Создания государства. Этот праздник носил откровенно религиозный характер. Однако, после поражения Японии во II мировой войне по политическим соображениям он был отменен.

В 60-х годах велись острые споры относительно восстановления национального праздника, посвященного основанию Японии. В 1967 г. было принято официальное решение об объявлении 11 февраля днем национального праздника, не носящего религиозного характера. 11 февраля стал называться «Днем ознаменования создания страны».

Тайра и Минамото

Около середины XII века на историческую арену Японии вышли два больших клана. Это были Тайра (или Хэйкэ) и Минамото (или Гэндзи). Считается, что они были императорского происхождения, но оба клана добились власти благодаря военной службе: Тайра в западной Японии, а Минамото — на севере против так называемых варваров. Кроме того, императоры, оставившие трон, учредили новую организацию охранников для своей собственной зашиты, в которую нанимались представители обоих кланов. Борьбу за власть между этими соперничающими кланами часто называют «Войнами Гэмпей». Тайра воевали под красными флагами, а Минамото — под белыми. Это наталкивает на сравнение «Войн Гэмпэй» с войнами Алой и Белой Розы в Англии. Эта эпоха — последний этап позднего периода Хэйан — стала источником нескольких знаменитых японских сценических драм. На этот же период приходится повышение положения сословия самураев, или буси.

Минамото много раз сражались с Тайра, и последние одерживали временные победы. Киёмори, глава клана Тайра, был высокомерен и взыскателен: он распределил все высшие государственные посты между своими соплеменниками и практически управлял всей страной вплоть до своей смерти в 1181 г. Через 4 года после его кончины правлению Тайра пришел конец. Возродившиеся Минамото под руководством Ёритомо сокрушили власть Тайра в битвах при Итинотани и Ясиме, а также в крупном морском сражении при Дан-но-уре (1185 г.).

Эти победы Минамото были достигнуты прежде всего благодаря гениальному стратегу Ёсицунэ, сводному младшему брату Ёритомо. Тем не менее, Ёритомо, глава Минамото, не только оказался неблагодарным по отношению к своему преданному брату, но и приложил все силы, чтобы устранить Ёсицунэ, в котором видел опасного соперника. Существует много трагических историй об этом молодом полководце, которому, в конце концов, во время атаки войсками своего брата пришлось сделать себе харакири.

Сёгун и сёгунат

Когда читаешь о Японии, то неизбежно наталкиваешься на слово сёгун. Буквально оно означает «генералиссимус». Первоначально это был временный титул, даваемый главнокомандующему экспедиционной армией. Вплоть до XI века императорское правительство часто отправляло подобные экспедиции в северо-восточную область Японии, где так называемые варвары время от времени восставали против императорского правления. Предполагалось, что в конце кампании титул сёгун должен быть возвращен императору, однако победоносные командующие не спешили расставаться с благородным званием, сулящим большие привилегии. Позже этот титул стал присваиваться главе самураев с формального согласия императора. Впервые положение сегуна стало соответствовать положению административного главы государства при МИНАМОТО Ёритомо в конце XII столетия, что явилось фактическим отстранением императора от управления государством и оставило за ним лишь право назначать чиновников и исполнять традиционные церемониалы. Правление сегунов продлилось почти 700 лет с конца XII до середины XIX века.

Правительство сегуна называлось бакуфу (в буквальном переводе полевая ставка сегуна); оно возглавлялось сегуном и располагало абсолютной административной властью. Однако Япония была разделена на множество феодальных провинций, управляемых князьями, называвшимися даймё. Основная задача сёгуната заключалась в контроле над многочисленными феодалами и удержании их в повиновении центральному правительству.

В истории правления сегуна — сёгуната — насчитываются три длительных периода и два коротких (режимы ОДА Нобунага и ТОЁТОМИ Хидэёси). Короткие периоды характеризовались тем, что титул сёгун правителям - полководцам не присваивался. Тем не менее и эти периоды относят к эпохе сёгуната.

Нобунага стал повелителем большинства феодальных князей (даймё) центральной части Японии благодаря своему стратегическому таланту и умению решительно действовать. Его вполне можно назвать военачальником, который внес наибольший вклад в разрушение старых политических и религиозных представлений и систем. Амбициям Нобунага воссоединить страну помешало его убийство в 1582 г. одним из его вассалов. Работа Нобунага по воссоединению страны была продолжена вассалом ТОЁТОМИ Хидэёси, который родился в крестьянской семье и смог продвинуться от рядового до офицера.

Ему удалось политически воссоединить Японию, однако он не смог стать сегуном, так как этим званием мог обладать лишь тот, кто принадлежал клану Минамопю или Тайра.

Существует версия, согласно которой Хидэёси удалось выдать себя за потомка знатного рода Фудзивара путем подкупа представителя одной из ветвей этого славного рода. По данной версии подкупленный дворянин объявил, что он якобы нашел некую бумагу, свидетельствующую о том, что один из предков Хидэёси состоял в кровном родстве с его предком.

После этого Хидэёси взял себе фамилию ТОЁТОМИ и вступил в должность канцлера (кампаку) при императорском дворе, которую мог занимать лишь тот, кто состоит в кровной связи с родом Фудзивара. Канцлер являлся главным советником императора и представлял его на важных встречах, когда тот отсутствовал.

Ниже в таблице приведены периоды сёгуната.

Название сёгунатаМесто нахождения штаб-квартирыГоды правления
Камакура (Минамото)Камакура1192—1333
Муромати(Асикага)Муромати1338—1573
Режим ОДА НобунагаАдзути1574—1582
Режим ТОЁТОМИ ХидэёсиМомояма и Осака1583—1598
Эдо(сёгунат ТОКУГАВА)Эдо (нынешний Токио)1603—1867

ТОКУГАВА Иэясу и период Эдо

ТОКУГАВА Иэясу, один из величайших исторических деятелей Японии, был старшим сыном провинциального феодального правителя Окадзаки. Он родился в середине XVI века, когда страна была истощена длительными междоусобными войнами. Затем она была объединена стараниями 2 знаменитых полководцев — ОДА Нобунага и ТОЁТОМИ Хидэёси. Одно время ТОКУГАВА Иэясу был сподвижником Нобунага, после смерти которого снова разгорелась борьба за власть. Поучаствовав некоторое время в этой борьбе, Иэясу заключил мир с Хидэёси и стал служить под его началом. Однако, после смерти Хидэёси, Иэясу, в духе Макиавелли, организовал заговор против семьи ТОЁТОМИ и, в конце концов, сокрушил ее власть. Таким образом, Иэясу, пожав плоды ОДА и ТОЁТОМИ, стал сегуном.

На хорошо известной карикатуре Нобунага изображен замешивающим тесто для пирога из разваренного риса, Хидэёси — пекущим, а Иэясу — его поедающим.

Черты их характеров отражены в следующих высказываниях, приписываемых каждому из них.

  • Нобунага: «Если кукушка не поет, я убью ее»;
  • Хидэёси: «Если она не поет, я заставлю ее петь хитростью»;
  • Иэясу: «Я подожду, пока она запоет».
Жизнь ТОКУГАВА Иэясу была нелегка с самого детства. Девизом его жизни были «терпение и выдержка» Личность Иэясу достаточно ярко проявляется в последнем его наставлении, в котором говорится:

«Жизнь подобна долгому пути с тяжелой поклажей. Да будет твой шаг неспешен и тверд, чтобы не спотыкаться. Убеди себя, что несовершенство и неудобство — естественное бремя человека, и в сердце твоем не найдется места недовольству и отчаянию.

Когда в твоем сердце возникают тщеславные желания, вызови в памяти тяжкие дни, которые тебе пришлось пережить. Терпеливость — корень спокойной уверенности. Смотри на гнев, как на врага своего. Горе тебе, если ты знаешь лишь как побеждать, но не знаешь — что такое быть побежденным. Это сослужит тебе худую службу. Ищи ошибки у себя, а не у других. Лучше обладать малым, чем многим.»

ТОКУГАВА Иэясу получил титул сёгун в 1603 г. и стал первым сегуном сёгуната Токугава. Он установил бакуфу (букв, полевая ставка сегуна) в Эдо. Поскольку правительство сёгуната Токугава находилось в Эдо, этот период также называется периодом Эдо.

Правительство Эдо стремилось держать под контролем владетельных князей — даймё. В 1615 г. был введен «Закон о воинских родах», в котором излагались основные принципы правительства ТОКУГАВА по осуществлению контроля по всей стране, территория которой разделена на княжества — хан.

Другой эффективной мерой контроля над князьями была система санкин-котаи (система чередования присутствия). Главная цель ее внедрения заключалась в ослаблении финансовой мощи князей. В соответствии с этой системой князья обязывались чередовать по годам пребывание в Эдо и в своей провинции. А их жены и дети должны были постоянно жить в Эдо (фактически, они выступали в роли заложников). Это вынуждало князей расходовать огромные средства на содержание роскошных резиденций в Эдо и ежегодные перемещения из провинции в Эдо или обратно в сопровождении вассалов, число которых должно соответствовать рангу князя.

Теоретически князья были самостоятельны в ведении дел в своей провинции, однако, в действительности они находились под надзором правительства Эдо, указаниям которого они должны были следовать. Более того, время от времени их заставляли делать большие взносы в строительство зданий для сёгуната или решать некоторые социальные проблемы за свой счет.

В качестве идеологии режим Токугава принял ортодоксальное учение неоконфуцианства китайского ученого — Чу Хсуя. Общество было поделено на 4 класса: самураи, земледельцы, ремесленники и торговцы.

На начальном этапе периода Эдо, когда единственным источником богатства страны считалось земледелие, влияние сословия самураев на общество было очень велико. Однако, по мере развития дорожных сетей, сетей связи, денежной системы и товарного обращения влияние самурайства стало медленно, но неуклонно ослабевать.

Несмотря на то, что торговцы считались самым низшим из 4 сословий, накопленное богатство позволяло им повышать образовательный и культурный уровень. И начиная со второй половины XVIII века представители этого сословия стали играть важную роль в изобразительном и прикладном искусствах, литературе, театральном искусстве и музыке. На период Эдо пришлась кульминация развития искусств японской гравюры укиё-э и театра кабуки.

Самураи низших рангов, у которых было много свободного времени, также внесли заметный вклад в развитие литературы и естествознания.

Что касается области образования, то в стране было множество частных школ, называемых тэракоя, кроме того, в каждой провинции имелась официальная школа, управляемая князем (Займе). Говорят, что в поздний период эпохи Эдо в столице сёгуната грамотность сословия самураев составляла 100%, а сословия торговцев — свыше 70% для мужчин и более 20% для женщин.

На последнем этапе режима Токугава правительство столкнулось с проблемами, вызванными усилением противоречий между теорией и практикой, политической системой и экономикой, социальным строем и реальными интеллектуальными способностями членов общества.

Все эти проблемы, а также давление, оказываемое визитерами на так называемых Черных Кораблях из многих европейских стран и США, стали причиной зарождения движения в поддержку Реставрации Мэйдзи.

Реставрация Мэйдзи

К середине XIX столетия длительному правлению сёгуната Токугава был положен конец. Помимо слабости феодальной системы в силу того, что она изжила свой век, и обострения ее внутренних противоречий, основными факторами, приведшими к падению сёгуната, явились мощное движение некоторых феодальных князей и аристократов при дворе Киото за восстановление административной власти императора, а также действия США и других стран, которые принудили Японию открыть себя остальному миру (1854 г.).

ТОКУГАВА Ёсинобу, пятнадцатый и последний сёгун клана Токугава, отказался от исполнительной власти 14 октября 1867 г. Таким образом, император Мэйдзи (Мицухито) спустя 675 лет вновь обрел императорские прерогативы, утраченные его предшественниками. Это событие, получившее название Реставрации Мэйдзи, явилось одной из самых эпохальных реформ за всю историю нации. Реставрация Мэйдзи положила начало модернизации и индустриализации Японии. Феодализм ушел в прошлое вместе с системой сёгуната.

Сразу же после отмены сёгуната и ликвидации феодальной системы было проведено огромное количество реформ. Император Мэйдзи покинул традиционный императорский дворец в Киото и сделал исторически важный шаг, переехав в город Эдо, который он переименовал в Токио. В 1889 г. император Мэйдзи утвердил конституцию, разработанную ИТО Хиробуми по германской модели.

В конституции провозглашалась конституционная монархия; это был первый шаг к установлению демократии в Японии. В соответствии с конституцией, были созданы законодательная, исполнительная и судебная власти, а император оставался суверенным правителем государства. Были учреждены тайный совет и другие правительственные органы. Были созданы современная армия и флот, верховным главнокомандующим которых стал император.

Таким образом, приблизительно за полстолетия Япония превратилась в одну из ведущих держав мира. Император Мэйдзи был почитаем и любим народом; его называли Великим императором Мэйдзи. После смерти он был обожествлен. В 1920 г. в его честь в Токио был возведен синтоистский храм Мэйдзи.

Императорская семья



Император

Настоящая Конституция определяет, что «император является символом государства и единства народа; его статус утверждается волей народа, обладающего суверенной властью». После II мировой войны статус императора претерпел значительные изменения. Вплоть до конца войны император являлся конституционным монархом Японской империи, его считали фигурой священной и неприкосновенной — «живым богом» в соответствии с синтоистской идеей «божественности императора». Положение императора в сочетании с националистической идеей государственного синтоизма использовались для духовного единения нации.

В соответствии с мифологией, покойный император Хирохито являлся 124-м императором в непрерывной линии наследования от Великой богини солнца Аматэрасу Омиками. Однако, подчиняясь исторической необходимости, в 1946 г. он официально отрекся от своей «божественности», и с тех пор император стал считаться лишь символом государства.

Император Хирохито скончался 7 января 1989 г. от рака двенадцатиперстной кишки в возрасте 87 лет. Теперь его называют императором Сева. Он правил на протяжении 64 лет, а его жизнь, продолжавшаяся 87 лет и восемь месяцев, сделала его самым долго жившим императором Японии. Император Акихито. 1 января 1989 г., после смерти императора Хирохито, на трон взошел наследный принц Акихито, который стал 125-м императором Японии. В связи с коронацией нового императора японское правительство утвердило название новой эры правления «Хэйсэй» (становление мира).

Император Акихито

Император Акихито является старшим сыном усопшего императора Сева. Он родился 23 декабря 1933 г. В детстве одной из его учителей была г-жа Элизабет Грэй Вайнинг из американских квакеров, которая описала интересный опыт общения с ним в прекрасной книге «Окна для наследного принца». Он обучался в университете Гакусюин. В 1959 г. император Акихито женился на СЕДА Митико (в настоящее время — императрица Митико). Она была дочерью удачливого бизнесмена и явилась первой женщиной не аристократического происхождения, вышедшей замуж за наследника императора.

У императора и императрицы трое детей.

Старший, ныне наследный принц Нарухито, родился в 1960 г. Он учился в университете Гакусюин, а также в Великобритании в Оксфорде. 9 июня 1993 г. он женился на ОВАДА Масако, дочери тогдашнего вице-министра иностранных дел. Она окончила экономический факультет Гарвардского университета, затем училась на юридическом факультете Токийского университета. Она работала в МИДе и была весьма перспективным профессиональным дипломатом, когда произошла ее первая встреча с будущим супругом.

Второй сын — принц Фумихито родился в 1965 г. Он также закончил университет Гакусюин и учился в Оксфорде. В июне 1990 г. он женился на КАВАСИМА Кико, дочери профессора экономического факультета Гакусюин. У них растут две дочери. Принцесса Саяко, единственная дочь императора Акихито, родилась в 1969 г. и также закончила университет Гакусюин.


Источник: Знакомство с Японией. Ассоциация переводчиков-русистов. Токио. 1999 г.


Московская Федерация
Традиционного Айкибудо и
Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
twitter: AikibudoMoscow
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2014
 

[ Вход в почту ]